Новости
Высший арбитражный суд заставил пиратов заплатить
Президиум Высшего арбитражного суда рассмотрел дело немецкой компании Smeshariki GmbH против предпринимателя Александра Кузнецова. Компания требует с бизнесмена компенсацию в 200 тысяч рублей за нарушение права на товарные знаки.Все дела начинаются с того, что представители немецкой компании производят "контрольные закупки" продукции с изображениями "Смешариков": сувениров, магнитов, закладок, канцелярских принадлежностей, игрушек и одежды, рассказывает портал Право.ру.
После этого продавцу - как правило, это хозяин торговой точки - направляется претензия и предлагается заплатить относительно небольшую сумму компенсации либо уже встретиться в суде, где, судя по картотеке арбитражных дел, взысканная сумма ущерба за нарушение прав на товарные знаки может составлять от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей.
Первым из таких дел до надзора дошел спор немецкой компании с вологодским предпринимателем Александром Кузнецовым, у которого представители Smeshariki GmbH в ноябре прошлого года купили 3 закладки для книг и 3 магнита с героями мультфильма на общую сумму 99 рублей.
После этого юристы санкт-петербургской юрфирмы "Викторов и партнеры" от имени немецкой компании обратились в Арбитражный суд Вологодской области, требуя с бизнесмена компенсацию за нарушение прав на товарные знаки "Крош", "Нюша", "Ежик", "Лосяш", "Совунья", "Пин", "Бараш", "Кар-Карыч", "Копатыч" и "Смешарики" (дело А13-8185/2011). Общая сумма, затребованная истцом, составила 200 тысяч рублей, по 20 тысяч за каждый товарный знак.
Cуд первой инстанции счел, что нарушены права на фильм в целом, но в определении ВАС указано, что суд не учел, что каждый из девяти товарных знаков является самостоятельным объектом исключительных прав и за каждый случай нарушения создатели "Смешариков" требовали отдельную компенсацию, указывает РБК daily.
В результате ВАС отменил все предыдущие решения судов и вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. адвокат МКА "Клишин и Партнеры" Владимир Энтин считает, что это решение носит принципиальный характер. В будущем суды будут тщательнее анализировать, в отношении каких именно объектов интеллектуальной собственности нарушены права, считает он.
Юристы расходятся в оценках того, что считать случаем незаконного использования товарного знака: продажу товара с брендом или размещение бренда на нем, то есть имеет ли значение количество незаконно использованных товарных знаков на одном предмете, пишет "Коммерсант".
"Правообладатель не страдает больше, если на проданной закладке размещены все девять товарных знаков", - полагает управляющий партнер юридической фирмы "Толкачев и партнеры" Артем Толкачев. По его мнению, компенсация должна рассчитываться по количеству проданного контрафакта - в данном случае шесть товаров по 10 тысяч рублей за каждый.
Толкачев считает, что правильнее было бы бороться с производителем контрафактных товаров. А добросовестный правообладатель, прежде всего, потребовал бы изъять контрафакт и уничтожить его. Но, как показывает практика, пресечению нарушений своих исключительных прав владельцы брендов часто предпочитают прибыль от компенсации.