Новости
Kesko собралась в супермаркет
Финский ритейлер Kesko приведет в Россию сразу две продуктовые сети: помимо гипермаркетов K-citymarket компания с 2013 года собирается открывать в Москве и Санкт-Петербурге супермаркеты под маркой K-supermarket площадью до 1,5 тыс.кв. м.О том, что Kesko хочет открывать супермаркеты в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях, "Ъ" рассказали консультанты по торговой недвижимости. Ритейлера интересуют помещения на условиях аренды площадью до 1,5 тыс. кв. м. Первые магазины этого формата Kesko планирует открыть в 2013 году, отмечают они. "Сейчас финны разрабатывают стратегию по развитию малого формата магазинов, план по количеству открытий находится еще в процессе обсуждения",— рассказывает собеседник на рынке недвижимости. Ему также известно, что Kesko собирается открывать точки в ценовой категории "средний плюс" — аналог своих супермаркетов в Европе, которые работают под брендом K-supermarket.
Согласно данным Роспатента, марка K-supermarket была зарегистрирована в России холдинговой компанией Kesko Oyi в октябре 2009 года по 13 классам МКТУ. Гендиректор ООО "Кеско Фуд Рус", которое занимается продуктовым бизнесом Kesko в России, Олег Буяльский был недоступен для комментариев в пятницу. В головном офисе Kesko на запрос "Ъ" не ответили.
Холдинговая компания Kesko Oyi владеет около 2 тыс. магазинов в Скандинавии и Прибалтике, России и Белоруссии. Открывает магазины одежды и спортивных товаров (Intersport и Budget Sport), товаров для дома и ремонта (K-Rauta, Rautia, K-maatalous, Byggmakker, Senukai и OMA), а также продает легковые автомобили Volkswagen, Audi и Seat. В продуктовый бизнес входят гипермаркеты K-citymarket, супермаркеты K-supermarket, магазины у дома K-market и K-extra. В России Kesko принадлежит 50 магазинов стройматериалов K-Rauta. Чистые продажи в 2011 году — ?9,46 млрд ($12,2 млрд по среднему курсу за 2011 год).
Международные ритейлеры продолжат самостоятельно выходить на рынок. Пока доля сетевой торговли в России составляет меньше 50%, иностранцы не будут готовы принимать решения о крупных поглощениях. А потом у них просто не останется выбора.
Решение вывести сразу два формата логично, считает региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. Мультиформатность снижает риски для иностранных игроков, объясняет она. Супермаркеты, например, можно развивать быстрее и дешевле, чем гипермаркеты: по оценкам Colliers International, средняя стоимость аренды за 1 кв. м торговой недвижимости в год в этих регионах может стоить $300-700, оборудование и подготовка помещения к открытию может обойтись еще в $1,5-2 млн, оценили в Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и т. д.). Строительство гипермаркета обойдется дороже — от $20 млн в зависимости от площади (как правило, занимают до 13 тыс. кв. м).
В 2011 году оборот продуктовой розницы в Москве и Петербурге составлял $57,1 млрд и $10 млрд соответственно, по данным Х5. При этом на сетевые супермаркеты и гипермаркеты пока приходится немного: менее 20% продаж в Москве (около $11 млрд) и 28% в Санкт-Петербурге ($2,8 млрд).