Новости
В Беларуси нет национальных брендов, только товарные знаки
На сегодняшний день в Беларуси не зарегистрировано ни одного национального бренда. Суть проблемы упирается в вопрос - а кому он принадлежит, и кто должен обладать правом защиты такого бренда?- Если эти национальные бренды принадлежат Республике Беларусь в целом, и не выделен какой-то государственный орган, который отвечает за их защиту, то, по сути, они не принадлежат никому, - рассуждает Денис Недвецкий, заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности. - На сегодняшний день, мне не известен ни один бренд, так называемый, национальный. Каждый товарный знак, каждый бренд принадлежит какому-то конкретному владельцу.
Выходит, «белорусский» значит «ничейный»? Но ведь Франция смогла запретить всему миру использовать на этикетках вин слова "Champagne", Sherry" и "Port". Упоминание этих географических локаций запрещены не только законом Франции, но и Евросоюза. Созданием национальных брендов активно занимается Грузия. В сентябре 2011 года Национальный центр интеллектуального имущества Грузии "Сакпатент" (Грузпатент) запатентовал 30 наименований национальных блюд. Регистрация и других национальных брендов будет продолжена и в текущем году. А что же Беларусь? Неужели в нашей стране не найдется ни одного достойного бренда, который может быть запатентован и заявлен на международной арене?
- Если говорить о товарах, которые имеют наименование от места происхождения или изготовления, то их, к сожалению, в Беларуси гораздо меньше, чем, например, во Франции. Сегодня у нас зарегистрирован только один такой белорусский объект – это «Минская вода». Он охраняется на территории Республики Беларусь. И владелец этого наименования имеет право предъявить претензии к тем, кто будет пытаться продавать свою продукцию под этим брендом, - рассказал «Ежедневнику» Денис Недвецкий.
Товар, который имеет наименование, происходящее от места его изготовления, обладает особыми свойствами, ему предоставляется особая форма регистрации. Но, выходит, в нашей стране, таких объектов раз-два и обчелся.
В целом же, белорусские производители активно регистрируют по всему миру свои собственные товарные знаки. Только в Российской Федерации на сегодняшний день зарегистрировано порядка 1400 действующих белорусских товарных знаков. В 2011 году предприятия Министерства промышленности подали 32 заявки на регистрацию своих товарных знаков в России и 17 - в Казахстане.
В целом же проблема защиты белорусских брендов после вступления Беларуси в Таможенный союз стала особенно актуальной.
Как рассказал «Ежедневнику» Денис Недвецкий, сегодня самый действенный механизм для того, чтобы отстаивать интересы производителя и брендов на территории Таможенного Союза, - это самостоятельно отслеживать реализацию и нарушение своих прав, и своевременно обращаться к правоохранительным органам.
Защита прав производителя, в том числе на товарные знаки, осуществляется зарубежом в рамках торговых домов, представительств, совместных предприятий. Либо самостоятельно производители должны отслеживать все нарушения.
Белорусские государственные органы на территории стран Таможенного союза обладают минимумом полномочий в данном деле и не могут напрямую защищать права производителей. Они вправе оказывать лишь консультационную и координационную деятельность.
Тем временем подделка белорусской продукции за рубежом имеет место.
- Эти случаи известны и Минпром на них реагирует, - отметил Валерий Фишман, исполняющий обязанности главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности.
Например, как рассказал Валерий Фишман, известны случаи продажи в России трансформаторов под товарным знаком Минского электротехнического завода им.Козлова.
Зачастую подделки происходят на сборочных производствах, которые открывают белорусские предприятия за рубежом. Бывает сложно отследить, какая сборочная единица выходит на рынок. И судьба белорусского продукта фактически остается на совести иностранных партнеров. Случается, что на сборку попадают некачественные комплектующие, что подрывает экономические интересы и белорусской стороны.
В Национальный центр интеллектуальной собственности обращалась компания «Белвар» с просьбой помочь отстоять свой товарный знак «помощница». С просьбой оказать содействие по защите прав в Российской Федерации в центр также обращался ансамбль «Песняры». Как отмечают специалисты, такие случаи не редки, но практически все разрешаются в рамках досудебной работы.