Новости
«Ригла» догоняет «36,6»
Конкуренция среди двух крупнейших аптечных сетей накалилась до предела. Компания «Ригла» практически догнала еще недавно бесспорного лидера — сеть «36,6». Соревнование за потребителя заставляет компании усиливать позиции на рынке, в том числе через поиск новых форматов для продаж.По итогам трех кварталов 2010 года показатели двух крупнейших компаний на рынке почти сравнялись. По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», продажи «Риглы» (входит в группу компаний Protek) ниже продаж «36,6» на 12% (объемы продаж в денежном выражении компании не раскрыли).
На 1 октября 2010 года «Ригла» владела 661 аптекой против 999 у сети «36,6». 2010 год был удачным для «Риглы». Она увеличила долю рынка на семь процентных пунктов. Сеть «36,6», по данным «Фармэксперта», сократила долю рынка на 20 п.п.
Если «Ригла» будет продолжать и дальше развиваться такими темпами, у нее есть шанс стать номером один и по доле рынка, и по количеству аптек, считает ведущий аналитик «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. «Ригла» действительно не намерена сбавлять темпы наращивания точек продаж. По словам гендиректора компании Андрея Гусева, «Ригла» в этом году планирует открыть не менее 100 аптек. Часть из них — торговые залы на площадях 110–150 кв. м, а часть — дискаунтеры «Будь здоров» (60–80 кв. м) с меньшим ассортиментом товара.
Сеть планирует освоить еще один, новый для российского рынка формат — дрогери (от нем. drogerie — аптекарский магазин). Сейчас она ведет переговоры с московскими сетями, развивающими такие магазины. В Европе в торговых точках такого типа наряду с бытовой химией и косметикой можно приобрести биодобавки, витамины, перевязочные материалы, некоторые лекарства. «Ригла» также планирует продолжить скупку небольших аптек в регионах и принимать участие в приватизации сетей, находящихся в госсобственности.
Лидер рынка тоже не намерен сдавать позиции. Аптечная сеть «36,6» заявила, что планирует в этом году увеличить инвестиции в развитие в 2,5 раза, до 500 млн руб. Из этой суммы 100 млн руб. будет направлено на открытие новых объектов, 400 млн руб. — на изменение фасадов аптек, смену вывесок, автоматизацию, сообщила гендиректор Валерия Солок. По итогам года сеть увеличится на 50 новых аптек.
У обеих аптечный сетей есть свои преимущества, считают аналитики. «Пока дискаунтеры «Риглы» «Будь здоров» добирают прибыль компании за счет высокого спроса на недорогие лекарства, сеть «36,6» придерживается монобрендовой стратегии. Она зарабатывает в том числе на продаже лекарств и парафармацевтики под собственным брендом и высоких цен на продукцию», — считает генеральный директор исследовательской компании DST Group Сергей Шуляк. Какая из стратегий окажется более продуктивной, будет зависеть в числе прочего от изменений налогового законодательства, считает исполнительный директор аналитической компании IMS-Health (Россия) Мария Денисова.
Аналитики отмечают, что у «36,6» могут возникнуть проблемы из-за долговой нагрузки. «Сеть закредитована больше «Риглы» и вынуждена искать дополнительные средства и сокращать количество магазинов. В этом году «36,6» вовремя провела ребрендинг и избавилась от убыточных аптек, что снизило показатели доли рынка, но сохранили финансовую эффективность», — добавил Сергей Шуляк из DST Group.